English Deutsch
Новости
Новости антропологии
13.10.2023
Автор: А. Соколов

Новые неандертальцы: трое из ларца

Мы нередко слышим рассказы об археологах, планомерно, в течение многих лет идущих к заветной цели. Избранный памятник копается участок за участком, сезон за сезоном, находки появляются на свет одна за другой, описываются и под вспышки фотокамер помещаются в витрину… Тем временем где-нибудь в музейном хранилище лежит, всеми забытый, ящичек, а в нём – открытие, мимо которого все прошли. Рано или поздно кто-нибудь откроет этот ларец, надо только потерпеть. Археология – наука, в которой терпение крайне важное качество.   Только что в Испании, недалеко от Барселоны всплыл именно такой ящичек, лежавший в музее с 1986 года, а в нем - 53 неандертальские косточки.

Пещера Кова-Симанья

Неандертальские кости, найденные в пещере

Находки в Кова-Симанья

Три неандертальца из пещеры. Художественная реконструкция

Найденный в Кова-Симанья зуб

Раскопки в Кова-Симанья

В конце 70-х годов прошлого века археолог-любитель Мигель Азнар забрался в пещеру Кова-Симанья на северо-востоке Испании, недалеко от Барселоны. Там, в большой галерее, он собрал артефакты, находившиеся на поверхности, а также кое-что добыл в результате небольших раскопок. Коллекция Азнара включала кремневые орудия, керамику, древесный уголь, а также кости животных и человека, всего 143 костных фрагмента. 

Бегло осмотрев находки, любитель сложил их в коробочку, которую в 1986 году передал в дар Музею археологии Каталонии. Там они и лежали 30 с лишним лет. Да мало ли кто и что приносил в музей? 

Только в 2020 сотрудники музея заглянули в ящик… и осознали ценность собранной коллекции. Человеческие кости и зубы, числом более 50 штук, оказались неандертальскими, да еще и приличной сохранности. А ведь на всём северо-востоке Пиренейского полуострова неандертальских косточек найдено с гулькин нос. Да что там. Со всей Русской равнины за десятки лет поисков - 1 неандертальский зуб. А тут 53 штуки.

В 2021 году, когда Азнар узнал о переоткрытии его находок, – к счастью, он еще был в добром здравии – обрадованный энтузиаст принес специалистам еще 2 сумки фрагментов костей, правда, в основном неопределимых.

Увы, при ближайшем осмотре на находках обнаружились современные повреждения, трещины – всё-таки кости нашел и хранил любитель. 

Специалисты срочно занялись очисткой и консервацией бесценных находок, а другая группа учёных принялась за раскопки, пусть запоздалые, в самой пещере: в 21 году пробурили 5 шурфов, а в 22 занялись уже масштабными изысканиями. В их результате коллекция пополнилась еще одним неандертальским зубом. 

К сожалению, опознать точные места раскопок, проводившихся Азнаром, было уже невозможно: с тех пор пещеру неоднократно посещали вовсе не археологи, и всё смешалось. Тем не менее, исследователи решили изучить, по возможности, контекст находок и датировать их. Из самих костей попытались выделить ДНК, но пока что неудачно.

Пещеру, судя по всему, населяли не только неандертальцы: верхняя часть отложений содержала артефакты от неолита до V века нашей эры. Если же говорить о слоях среднего палеолита, в них преобладали кости медведей и иберийских коз. Та же фауна составляла основу коллекции Азнара. Что касается признаков деятельности человека, имелись кости кабана и оленя со следами орудий, остатки кострища, а также сами орудия – типично мустьерские, неандертальские.

11 костей, а также 5 фрагментов угля отправили на радиоуглеродное датирование. Единственная козья кость, содержавшая достаточное количество радиоактивного углерода, имела возраст 42 тысячи лет. В образцах угля оказалось слишком мало изотопа 14C. Это означало, что они чересчур стары для методики, то есть древнее 49 тысяч лет. Важно, что это угли и из новых раскопок, и из старых, 1979 года. Разница датировок кости и угля не должна удивлять, поскольку отложения в пещере накопились явно не за один день.

Что можно сказать про сами человеческие остатки? Среди них, помимо кучи зубов, имеется фрагмент нижней челюсти, позвонки, две плечевые, кости кисти и стопы. Относились они как минимум к трём индивидам. Прямо-таки трое из ларца!

Самая полная находка - левая плечевая, с которой, судя по всему, связаны другие части костей рук, а также позвонок. Этот набор принадлежал взрослому, рост которого, на основании длины плечевой кости, исследователи оценивают в 154 см. Они даже предполагают, исходя из роста, что это была женщина, хотя надёжность такого определения, прямо скажем, невысока.

Второй возможный неандерталец – два зуба, которые могли принадлежать подростку 11 с половиной лет. Фаланга мизинца и фрагмент атланта (первого шейного позвонка) – ребенок 7-8 лет. И еще зубы зрелого человека, может быть, это индивид номер 4.

По всем признакам кости неандертальские. Резцы лопатовидные, фаланги кисти короткие и широкие, всё как полагается у поздних европейских аборигенов. Эх, ДНК бы – но не в этот раз.

Теперь этот набор будут активно изучать, сравнивать с другими находками, делать эволюционные выводы.

Интересно, а если заглянуть в хранилище какого-нибудь музея в вашем городе? Что там, в ящичках?

Источник: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feart.2023.1230707/full



Интересно

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.

Catalog gominid Antropogenez.RU